Суббота, 15.08.2020, 11:57

Приветствую Вас Гость | RSS

Мова сайту
Выбрать язык / Choose language:
Russian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Korean
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Меню сайту
Форма входу
Категорії розділів
Мои файлы [28]
Пошук
РЦДЮТ
Директор РЦДЮТ
:
Директор РЦДЮТ
ПЕЛЫХ
Маргарита Эдуардовна

Телефон 


(06272) 94-5-76









Наші відвідувачі
Locations of visitors to this page
Посилання






Хмаринка тегів
Відео
Виставкова зала

Выставка работ юных флористов  в выставочном зале РЦДЮТ

Выставка детского рисунка
 "ДЕТСКИЕ КРАСКИ ДОНЕТЧИНЫ"


Выставка ОРИГАМИ


Главная » Файлы » Мои файлы

СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
11.02.2012, 11:46

Воспитательные системы в школах Константиновского района представляют собой бесценный клад уникального опыта, многообразия идей, педагогических концепций. И в этом педагогическом багаже особое место занимает ученическое самоуправление - специфический феномен социального воспитания, утвердивший себя в науке и практике в различных своих проявлениях.

Школьное ученическое самоуправление рассматривается в настоящее время как:

-     «форма демократического устройства жизни ученического и учительского коллективов, предполагающая широкое участие  детских и педагогических самодеятельных организаций и их органов в управлении всеми важнейшими вопросами своей жизнедеятельности с учетом своих интересов и потребностей» [1];

-     «принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе [1].

Таким образом, ученическое самоуправление трактуется как «форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей» [1].

Участие в школьном самоуправлении конкретного ученика включает анализ ситуации, постановку задачи, планирование действий, представление о возможных результатах собственной деятельности, самоконтроль, самооценку действий и их качество, умение обеспечивать условия собственных действий, самообслуживание, умение не перекладывать на плечи других решения собственных проблем, наличие воли как средства или условия самоорганизации, работоспособность и самостоятельность в деятельности, таким образом, школьное ученическое самоуправление является одной из самых действенных форм воспитания компетентной личности.

Для формирования компетентной личности воспитанника важным показателем является психологическая готовность школьника к участию в управлении и ученическом самоуправлении (как разновидности деятельности). В социальной психологии под психологической готовностью к эффективной деятельности понимают такое состояние ее субъекта, которое характеризуется наивысшей вариабельностью и максимальной включенностью его творческих способностей в деятельность [3]. Понятие включенности психологами ставится в один ряд с понятиями интенсификации и опосредованности психической деятельности. Однако,
в отличие от них, оно обозначает не тот или иной механизм (опосредованность) или характер человеческой деятельности (интенсификации), а сам факт причастности к ней индивида. Иными словами включенность - это такое психическое состояние, которое характеризует степень вхождения человека в систему требований, норм, ролей, прав, обязанностей и ожиданий, которые предъявляет ему сфера его деятельности [3].

Таким образом, психологическая готовность к активному участию в самоуправлении должна неизбежно проявиться в действии. С другой стороны, как отмечают исследователи, даже самое активное участие в самоуправлении еще не является свидетельством полной психологической готовности к этой деятельности, поскольку другой составляющей психологической готовности к участию в самоуправлении является способность к эффективной деятельности, т.е. такой активности, которая приводит к разрешению целого ряда воспитательных проблем школы [3].

Одной из главных задач воспитания компетентной личности является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, то есть возникновения у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным компонентом - отношение личности к данной деятельности. При этом проявляется такая особенность социальных отношений детей: с одной стороны, они адекватны социальным отношениям взрослых, с другой - носят опережающий характер. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях.

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

Школе, как социальному институту, моделирующему основы будущего общества, в своей деятельности необходимо ориентироваться на партнерские отношения между участниками педагогического процесса, способствуя созданию демократических установок в обществе.

В настоящее время выделяется две социально-педагогические задачи воспитания компетентной личности в системе ученического самоуправления:

-     освоение ребятами нормативного поведения;

-     построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.

Эти две задачи отражают и две стороны вхождения ребенка в общество. Ученик должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важной является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции. Отсюда вытекает необходимость создания для учащихся условий обязательного сравнения различных ценностных систем и выбора из этих систем жизненных позиций. Следовательно, необходимо создать такие условия в школе, при которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации. Все это возможно в условиях ученического самоуправления.

Дети должны учитывать множество социальных норм, правил и предписаний. Они достигают этого разными способами. Один из них - продвижение по пути прямой социализации, связанной с вознаграждением желательного поведения и наказанием нежелательного, а также с подражанием поведению доступных наблюдению ролевых моделей. Социальное научение помогает детям приобрести уместные в данном обществе формы поведения и социальные установки. Дети приобретают знания о мире людей благодаря процессу, называемому социальным познанием.

Ученический коллектив - сложное объединение детей и взрослых, между которыми существуют самые разнообразные по своему содержанию и характеру связи и зависимости. Чем разнообразнее они, тем большее влияние коллектива испытывает каждый его член.

Гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной общественной деятельности - путь конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений. Общественный характер объединения детей в ученическом самоуправлении определяет возможность естественного сочетания социальных потребностей ребенка с возможностями образовательных учреждений.

Если в школе как важнейшем социальном институте закладывается фундамент мировоззренческих позиций подрастающего человека, то в условиях ученического самоуправления он реализует свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни, строя ее, исходя из личных интересов
и общественных потребностей, часто отличающихся от интересов взрослых, заботящихся о его будущем.

Ученическое самоуправление способствует созданию возможностей эффективной самореализации ребенка. Под самореализацией детей мы понимаем осознаваемый и субъективно-значимый процесс раскрытия ребенком своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Для обеспечения самореализации необходимо обеспечить сочетание различных средств, методов и организационных форм социализации ребенка.

Общая цель деятельности дополняет, обогащает эффективность процесса социализации, но часто находится и в противоречии с личными мотивами. Необходимы единство и взаимосвязь мотивов участников, цели, содержания, средств и методов совместной деятельности в процессе социализации ребенка в ученическом самоуправлении. В такой закономерности отражается личностно ориентированный подход к названному процессу. Это означает, что необходимо учитывать интересы и потребности детей при определении целей деятельности ученического самоуправления, обеспечить развитие целей, средств, содержания и методов в процессе совместной деятельности в соответствии с мотивами каждого участника.

Личность всегда выступает как исполнитель определенных социальных ролей, которые определяют содержание деятельности человека и требования к ней. Нетрудно заметить, что социальные роли как бы заданы нам обществом, более того, одни из них зафиксированы в официальных документах (правилах для учащихся, правах и обязанностях и т.д.), другие - закреплены в обычаях и традициях, так называемые
«неписанных» законах.

С возрастом число социальных ролей человека расширяется, совершенствуется мастерство их исполнения, и таким образом человек реализует себя. Стремление реализовать себя - общее для всех людей. Стало быть, одним из требований к действиям организаторов ученического самоуправления является учет той истины, что в процессе социализации главное предназначение ребенка реализовать себя.

Таким образом, ученическое самоуправление следует рассматривать как фактор социализации личности ребенка, поскольку самоуправление расширяет социальные связи и обеспечивает каждому индивиду освоение социального мира, формирует у учащихся умения преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.

 

В качестве одной из методологических предпосы­лок формирования компетентной личности будущего выпускника через школьное самоуправление выступает кон­цепция самореализации, в рамках которой самоуправ­ление рассматривается как степень реализации сущ­ностных сил личности, ее потребностей, способностей и интересов в различных сферах и формах социальной деятельности.

В настоящее время в Константиновском районе функционирует 18 общеобразовательных школ, на базе которых созданы те или иные органы ученического самоуправления.  В последние годы актуализировалась пробле­ма формирования единой системы ученического само­управления в едином образовательном пространстве района. В 2001 году в районе создан районный совет школьников.

За три последних года в школах района, благодаря усилиям районного органа ученического самоуправления, проведена значительная работа по созданию новой мо­дели ученического самоуправления . Эта работа ведется в соответствии с законодательны­ми и распорядительными документами Министерства образования, науки, молодежи и спорта Украины.

В настоящее время в школах района ученическое самоуправление представлено в следую­щих формах:

– ученический совет;

– старостат;

– совет ученической общественности;

– совет командиров;

– кабинет министров;

– ученический комитет;

– школьный координационный ученический совет и т.д.

Критериями эффективности работы ученического самоуправления определены:

– степень стабильности и четкость работы всех звеньев системы ученического самоуправле­ния;

– активность и массовость участия учащихся в различных внутришкольных и внешкольных мероприятиях;

– результативность участников конкурсов, сорев­нований, фестивалей на всех уровнях;

– инициативность учащихся, самостоятельный поиск новых форм внеучебной деятельности;

– степень влияния ученического самоуправле­ния на характер молодежной политики в школе, селе, районе и т.д.

Ученическое самоуправление в школах района сегодня – особая форма ини­циативной, самостоятельной, ответственной обще­ственной деятельности учащихся, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студен­ческой молодежи, развитие социальной активности, формирование интеллектуальной, социально адапти­рованной и компетентной личности.

Работа ученических активов в школах координируется педагогами-организаторами и реализуется по раз­личным направлениям деятельности:

– гражданско-патриотическому;

– учебно-дисциплинарному;

– информационному;

– художественно-эстетическому;

– спортивно-оздоровительному;

– профессионально-трудовому;

– связанному с волонтерским движением и другим направлениям воспитательной работы.

Функции, выполняемые органами ученического самоуправления в школах, направлены на реали­зацию основных задач образовательного учреждения и социализацию учащихся школ. Среди таких функций можно выделить:

– представление интересов учащихся перед адми­нистрацией (вынесение на рассмотрение реко­мендаций о назначении повышенных, именных стипендий за высокую успеваемость, активную учебную и общественную деятельность; участие в решении социально-правовых проблем учащихся, внесение предложений по совершен­ствованию учебного процесса; подготовка к рассмотрению проектов, докладов, рекоменда­ций в пределах своей компетентности и т.д.);

– взаимодействие с администрацией, руководите­лями структурных подразделений образователь­ного учреждения, осуществляющих учебную и воспитательную работу у учащимися;

– организация социально значимой обществен­ной деятельности учащихся;

– информирование учащихся, администрации, преподавателей, сотрудников школы  о разнообразных аспектах школьной жизни и государствен­ной молодежной политики;

– участие в формировании нормативно-правовой базы для различных сфер жизнедеятельности учащейся молодежи и активного включения ее в социально значимую деятельность;

– формирование и обучение ученического ак­тива.

Сегодня активизация ученического самоуправле­ния и поддержка социальных инициатив являются не­обходимыми условиями для самоопределения и наи­более полной реализации потенциала обучающихся. Желание учащихся принимать полноправное участие в экономической, политической и культурной жизни нашей страны способствует появлению новых идей, инициатив. Но необходимо, чтобы и администрация школы, и социальные структуры проявляли должную заинтересованность в востребованности потенциала обучающихся.

Учащиеся нуждаются в специализированных про­граммах, развивающих данное направление молодеж­ной политики, ведь они наиболее активная, воспри­имчивая к воздействию и ориентируемая на перспек­тиву часть молодежи. Если семья и школа закладывают основы личностного своеобразия моло­дого человека и формируют стереотипы его поведения в будущем, то окончательное становление личности происходит в в образовательном учреждении.

В руках директора школы судьба подрастающего поколения, а значит – судьба страны. Во многом от его позиции зависит, будут ли в учебных заведениях воспитываться только исполнители чужих решений или же граждане, спо­собные пользоваться своими правами, защищать их и выполнять гражданские обязанности.

Очевидно, что в образовательном учреждении ру­ководитель является ключевой фигурой, и ему при­надлежит решающая роль в организации жизнедея­тельности этого учреждения. Именно от его позиции зависит в конечном счете быть или не быть (и каким быть) ученическому самоуправлению.

Категория: Мои файлы | Добавил: wolkan | Теги: Ученическое самоуправление
Просмотров: 1899 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Пропонуємо

Оцініть наш сайт
Наше опитування
Какой кружок вы хотели бы записать своего ребенка
Всего ответов: 183
Проверка ТИЦ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПРОЕКТИ:




«Діти світу, візьміться за руки!»


Птах 2011 року

СИНИЦЯ БЛАКИТНА



Знаменні дати
Праздники Украины
Погода
Константиновка 
Copyright MyCorp © 2020Конструктор сайтов - uCoz