Воспитательные системы в школах Константиновского
района представляют собой бесценный клад уникального опыта, многообразия идей,
педагогических концепций. И в этом педагогическом багаже особое место занимает
ученическое самоуправление - специфический феномен социального воспитания,
утвердивший себя в науке и практике в различных своих проявлениях.
Школьное ученическое
самоуправление рассматривается в
настоящее время как:
- «форма демократического устройства жизни ученического
и учительского коллективов, предполагающая широкое участие детских и педагогических самодеятельных
организаций и их органов в управлении всеми важнейшими вопросами своей
жизнедеятельности с учетом своих интересов и потребностей» [1];
- «принцип автономного управления малыми сообществами,
общественными организациями и объединениями в гражданском обществе [1].
Таким образом, ученическое
самоуправление трактуется как «форма организации жизнедеятельности коллектива
учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации
решений для достижения общественно значимых целей» [1].
Участие в
школьном самоуправлении конкретного ученика включает анализ ситуации, постановку задачи, планирование действий,
представление о возможных результатах собственной деятельности, самоконтроль,
самооценку действий и их качество, умение обеспечивать условия собственных
действий, самообслуживание, умение не перекладывать на плечи других решения
собственных проблем, наличие воли как средства или условия самоорганизации,
работоспособность и самостоятельность в деятельности, таким образом, школьное
ученическое самоуправление является одной из самых действенных форм воспитания
компетентной личности.
Для формирования компетентной личности воспитанника важным
показателем является психологическая готовность школьника к участию в
управлении и ученическом самоуправлении (как разновидности деятельности). В социальной психологии под психологической готовностью к эффективной деятельности понимают такое
состояние ее субъекта, которое характеризуется наивысшей вариабельностью и
максимальной включенностью его творческих способностей в деятельность
[3]. Понятие включенности психологами ставится в один ряд с понятиями
интенсификации и опосредованности психической деятельности. Однако,
в отличие от них, оно обозначает не тот или иной механизм (опосредованность)
или характер человеческой деятельности (интенсификации), а сам факт причастности
к ней индивида. Иными словами включенность - это такое психическое состояние,
которое характеризует степень вхождения человека в систему требований, норм,
ролей, прав, обязанностей и ожиданий, которые предъявляет ему сфера его
деятельности [3].
Таким образом, психологическая готовность к активному
участию в самоуправлении должна неизбежно проявиться в действии. С
другой стороны, как отмечают исследователи, даже самое активное участие в
самоуправлении еще не является свидетельством полной психологической готовности
к этой деятельности, поскольку другой составляющей психологической готовности к
участию в самоуправлении является способность к эффективной деятельности,
т.е. такой активности, которая приводит к разрешению целого ряда воспитательных
проблем школы [3].
Одной из главных задач воспитания компетентной
личности является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации
двух важнейших условий.
Первым из них является обеспечение включенности молодых
людей в реальные социальные отношения, то есть возникновения у них личностного
состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и
субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно
деятельность личности, субъективным компонентом - отношение личности к данной деятельности.
При этом проявляется такая особенность социальных отношений детей: с одной
стороны, они адекватны социальным отношениям взрослых, с другой - носят
опережающий характер. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на
свое идеальное представление об этих отношениях.
Вторым условием является самореализация детей в процессе
социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности
ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны
осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности
каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и
дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.
Школе, как социальному институту, моделирующему основы
будущего общества, в своей деятельности необходимо ориентироваться на
партнерские отношения между участниками педагогического процесса, способствуя
созданию демократических установок в обществе.
В настоящее время выделяется две
социально-педагогические задачи воспитания компетентной личности в системе
ученического самоуправления:
- освоение ребятами нормативного поведения;
- построение своей собственной
позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.
Эти две задачи отражают и две стороны вхождения ребенка
в общество. Ученик должен уметь включаться в существующие социальные связи,
подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важной является
и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной
жизненной позиции. Отсюда вытекает необходимость создания для учащихся условий
обязательного сравнения различных ценностных систем и выбора из этих систем
жизненных позиций. Следовательно, необходимо создать такие условия в школе, при
которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, соответствующий социальной
ситуации. Все это возможно в условиях ученического самоуправления.
Дети должны учитывать множество социальных норм,
правил и предписаний. Они достигают этого разными способами. Один из них -
продвижение по пути прямой социализации, связанной с вознаграждением
желательного поведения и наказанием нежелательного, а также с подражанием
поведению доступных наблюдению ролевых моделей. Социальное научение помогает
детям приобрести уместные в данном обществе формы поведения и социальные
установки. Дети приобретают знания о мире людей благодаря процессу, называемому
социальным познанием.
Ученический коллектив - сложное объединение детей и
взрослых, между которыми существуют самые разнообразные по своему содержанию и
характеру связи и зависимости. Чем разнообразнее они, тем большее влияние
коллектива испытывает каждый его член.
Гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе
совместной общественной деятельности - путь конструктивного диалога разных
поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений.
Общественный характер объединения детей в ученическом самоуправлении определяет
возможность естественного сочетания
социальных потребностей ребенка с
возможностями образовательных учреждений.
Если в школе как важнейшем
социальном институте закладывается фундамент мировоззренческих позиций
подрастающего человека, то в условиях ученического самоуправления он реализует
свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней
жизни, строя ее, исходя из личных интересов
и общественных потребностей, часто отличающихся от интересов взрослых,
заботящихся о его будущем.
Ученическое самоуправление способствует созданию
возможностей эффективной самореализации ребенка. Под самореализацией детей мы
понимаем осознаваемый и субъективно-значимый процесс раскрытия ребенком своих
способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Для обеспечения самореализации
необходимо обеспечить сочетание различных средств, методов и организационных
форм социализации ребенка.
Общая цель деятельности дополняет, обогащает
эффективность процесса социализации, но часто находится и в противоречии с
личными мотивами. Необходимы единство и взаимосвязь мотивов участников, цели,
содержания, средств и методов совместной деятельности в процессе социализации
ребенка в ученическом самоуправлении. В такой закономерности отражается
личностно ориентированный подход к названному процессу. Это означает, что
необходимо учитывать интересы и потребности детей при определении целей
деятельности ученического самоуправления, обеспечить развитие целей, средств,
содержания и методов в процессе совместной деятельности в соответствии с
мотивами каждого участника.
Личность всегда выступает как исполнитель определенных
социальных ролей, которые определяют содержание деятельности человека и
требования к ней. Нетрудно заметить, что социальные роли как бы заданы нам
обществом, более того, одни из них зафиксированы в официальных документах
(правилах для учащихся, правах и обязанностях и т.д.), другие - закреплены в
обычаях и традициях, так называемые
«неписанных» законах.
С возрастом число социальных ролей человека
расширяется, совершенствуется мастерство их исполнения, и таким образом человек
реализует себя. Стремление реализовать себя - общее для всех людей. Стало быть,
одним из требований к действиям организаторов ученического самоуправления
является учет той истины, что в процессе социализации главное предназначение
ребенка реализовать себя.
Таким образом, ученическое самоуправление следует
рассматривать как фактор социализации личности ребенка, поскольку
самоуправление расширяет социальные связи и обеспечивает каждому индивиду
освоение социального мира, формирует у учащихся умения преобразовывать его,
строить свой собственный социальный мир.
В качестве одной из
методологических предпосылок формирования компетентной личности будущего
выпускника через школьное самоуправление выступает концепция самореализации, в
рамках которой самоуправление рассматривается как степень реализации сущностных
сил личности, ее потребностей, способностей и интересов в различных сферах и
формах социальной деятельности.
В настоящее время в
Константиновском районе функционирует 18 общеобразовательных школ, на базе
которых созданы те или иные органы ученического самоуправления. В последние годы актуализировалась проблема
формирования единой системы ученического самоуправления в едином
образовательном пространстве района. В 2001 году в районе создан районный совет
школьников.
За три последних года
в школах района, благодаря усилиям районного органа ученического
самоуправления, проведена значительная работа по созданию новой модели ученического
самоуправления . Эта работа ведется в соответствии с законодательными и
распорядительными документами Министерства образования, науки, молодежи и
спорта Украины.
В настоящее время в школах
района ученическое самоуправление представлено в следующих формах:
– ученический совет;
– старостат;
– совет ученической
общественности;
– совет командиров;
– кабинет министров;
– ученический комитет;
– школьный координационный
ученический совет и т.д.
Критериями
эффективности работы ученического самоуправления определены:
– степень
стабильности и четкость работы всех звеньев системы ученического самоуправления;
– активность и
массовость участия учащихся в различных внутришкольных и внешкольных
мероприятиях;
– результативность
участников конкурсов, соревнований, фестивалей на всех уровнях;
– инициативность учащихся,
самостоятельный поиск новых форм внеучебной деятельности;
– степень влияния ученического
самоуправления на характер молодежной политики в школе, селе, районе и т.д.
Ученическое
самоуправление в школах района сегодня – особая форма инициативной,
самостоятельной, ответственной общественной деятельности учащихся,
направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой
молодежи, развитие социальной активности, формирование интеллектуальной, социально
адаптированной и компетентной личности.
Работа ученических
активов в школах координируется педагогами-организаторами и реализуется по различным
направлениям деятельности:
– гражданско-патриотическому;
– учебно-дисциплинарному;
– информационному;
– художественно-эстетическому;
– спортивно-оздоровительному;
– профессионально-трудовому;
– связанному с волонтерским движением и другим направлениям
воспитательной работы.
Функции, выполняемые
органами ученического самоуправления в школах, направлены на реализацию
основных задач образовательного учреждения и социализацию учащихся школ. Среди
таких функций можно выделить:
– представление интересов учащихся перед администрацией
(вынесение на рассмотрение рекомендаций о назначении повышенных, именных
стипендий за высокую успеваемость, активную учебную и общественную
деятельность; участие в решении социально-правовых проблем учащихся, внесение
предложений по совершенствованию учебного процесса; подготовка к рассмотрению
проектов, докладов, рекомендаций в пределах своей компетентности и т.д.);
– взаимодействие с администрацией, руководителями структурных
подразделений образовательного учреждения, осуществляющих учебную и
воспитательную работу у учащимися;
– организация социально значимой общественной деятельности учащихся;
– информирование учащихся, администрации, преподавателей, сотрудников
школы о разнообразных аспектах школьной
жизни и государственной молодежной политики;
– участие в формировании нормативно-правовой базы для различных
сфер жизнедеятельности учащейся молодежи и активного включения ее в социально
значимую деятельность;
– формирование и
обучение ученического актива.
Сегодня активизация ученического
самоуправления и поддержка социальных инициатив являются необходимыми
условиями для самоопределения и наиболее полной реализации потенциала
обучающихся. Желание учащихся принимать полноправное участие в экономической,
политической и культурной жизни нашей страны способствует появлению новых идей,
инициатив. Но необходимо, чтобы и администрация школы, и социальные структуры
проявляли должную заинтересованность в востребованности потенциала обучающихся.
Учащиеся нуждаются в
специализированных программах, развивающих данное направление молодежной
политики, ведь они наиболее активная, восприимчивая к воздействию и
ориентируемая на перспективу часть молодежи. Если семья и школа закладывают
основы личностного своеобразия молодого человека и формируют стереотипы его
поведения в будущем, то окончательное становление личности происходит в в
образовательном учреждении.
В руках директора
школы судьба подрастающего поколения, а значит – судьба страны. Во многом от
его позиции зависит, будут ли в учебных заведениях воспитываться только
исполнители чужих решений или же граждане, способные пользоваться своими
правами, защищать их и выполнять гражданские обязанности.
Очевидно, что в образовательном учреждении
руководитель является ключевой фигурой, и ему принадлежит решающая роль в
организации жизнедеятельности этого учреждения. Именно от его позиции зависит
в конечном счете быть или не быть (и каким быть) ученическому самоуправлению.